Поиск загружается...

Увеличится ли стоимость полиса ОСАГО?

Версия для печатиВерсия для печати
Увеличится ли стоимость полиса ОСАГО?

С 9 января изменились правила расчета стоимости полиса ОСАГО. Наблюдатели опасаются, что она вырастет для всех категорий водителей, хотя страховщики убеждают в обратном.

В Центробанке РФ, который регулирует работу страховщиков, ОСАГО считают наиболее проблемным и одновременно наиболее социально значимым видом страхования. Этот полис должен иметь каждый владелец автомобиля, но не каждому он по карману. Между тем страховщики постоянно плачутся в жилетку Центробанку, что тарифы ОСАГО слишком низкие, а их затраты растут по причине удорожания запчастей из-за мошеннических схем автоюристов. Чтобы смягчить ситуацию, еще в 2017 году ЦБ РФ потребовал продавать ОСАГО через единого агента и в электронном виде. А в прошлом году поддался уговорам и разрешил страховщикам либерализировать тарифы.

Тарифный коридор

В результате они расширили коридор базовых ставок на 20% вниз и вверх. Таким образом, они будут варьироваться от 2746 до 4942 рублей. У страховщиков появилась свобода назначать базовый тариф как выше, так и ниже текущего в зависимости от ситуации в конкретном регионе. «Но закон никак не ограничивает страховщиков между верхним и нижним порогом. Никто не запрещает всем установить верхний предел тарифа, который сейчас и увеличился», – предупреждает юрист центра защиты прав потребителей «ЮрЭксперт» Светлана Савочкина.

Согласно опросу, проведенному Российским союзом автостраховщиков (РСА), в большинстве субъектов Федерации страховые компании не собираются повышать базовый тариф, к ним вроде относится и Алтайский край. Действительно, было бы большой несправедливостью увеличивать тариф, поскольку сборы за ОСАГО с владельцев транспорта в нашем регионе последние годы в среднем вдвое превышают выплаты страховщиков. На автогражданке они имеют практически стопроцентную рентабельность.

Однако пройдемся дальше по новым правилам. Для расчета окончательной цены полиса базовый тариф умножается на восемь коэффициентов. Сам набор коэффициентов не изменился, при этом разделение водителей по стажу и возрасту стало более точным – 58 категорий вместо 4.

Для самых молодых автовладельцев (16 – 21 год) коэффициент водительского стажа (КВС) немного повысится – с 1,8 до 1,87, а для самых опытных стоимость полиса снизится на 7 процентных пунктов. Для полисов «мультидрайв» – без ограничения числа допущенных к управлению лиц – коэффициент также вырастет до 1,87.

На сайте «ПДД Мастер» подсчитали, что таким образом за первые 13 лет стажа водитель переплатит половину стоимости страхового полиса. Однако далее КВС опустится до 0,96, то есть полис будет на 4 пункта дешевле. Поэтому еще через 13 лет водитель отыграет указанную сумму. А дальше, если доживет, будет экономить на стоимости полиса по 4 процентных пункта в год.

По оценкам РСА, сборы страховых компаний по ОСАГО могут вырасти на 5%, но главным образом за счет расширения бизнеса в проблемных регионах. Впоследствии они, опираясь на европейский опыт, предполагают, что из-за конкуренции стоимость ОСАГО будет снижаться.

По оценкам Банка России, в результате введения новых тарифов средняя цена полиса вырастет не более чем на 1,5%.

Не видят плюсов

Также на 2019 год запланировано принятие законопроекта, который меняет систему расчета цены полиса. Этот документ готовит Минфин. По замыслу ведомства стоимость ОСАГО перестанет зависеть от мощности машины и региона прописки собственника – эти коэффициенты Минфин предлагает отменить с 1 сентября 2019-го и 1 сентября 2020 года соответственно. Взамен страховщики получат еще больше свободы в применении базового тарифа. Его можно будет устанавливать на 30 – 40% выше и ниже границ коридора. Это позволит сделать цену ОСАГО более справедливой для каждого конкретного водителя и менее уравнительной, считают в РСА.

Свежо предание, но верится с трудом. Скорее всего, большинство страховщиков расширят только верхнюю границу коридора.

По мнению Светланы Савочкиной, стоимость полисов подавляющего большинства владельцев авто вырастет. «Страховщики говорили о том, что одним будет ухудшение, а законопослушным опытным водителям выплаты сократят, но фактически и у них они увеличатся», – считает юрист. В качестве примера она посчитала стоимость страховки моей машины по новым правилам. При водительском стаже 21 год мне, казалось бы, надо ждать скидки, но оказалось, что полис обойдется на 15% дороже.

Депутат Госдумы, председатель Межрегиональной общественной организации автомобилистов Вячеслав Лысаков раскритиковал в СМИ новую систему тарифов ОСАГО. Он предупредил, что полис может подорожать не менее чем на 40% для всех категорий водителей.

«Я не вижу плюсов в этом нововведении, потому что задача страховых компаний была любой ценой отпустить так называемый тарифный коридор для того, чтобы после этого элементарно поднять стоимость полиса ОСАГО. Наши подсчеты показывают, что стоимость полиса в ближайшее время (в течение года, я думаю) возрастет не на 5%, а не менее чем на 40% для всех категорий водителей», – заявил Лысаков.

Годы: 

Регионы: 

Теги: 

Отрасли: 

Реклама

Информация о публикации

Автор: Ксения Новикова
Дата публикации: 25.02.2019 - 23:55