Поиск загружается...

Стоимость отопления у татарстанцев отличается в несколько раз, но сделать с этим ничего нельзя

Версия для печатиВерсия для печати
Стоимость отопления у татарстанцев отличается в несколько раз, но сделать с этим ничего нельзя

Жители республики будут вынуждены жить в условиях постоянного роста коммунальных услуг. Развивать предприятия сферы ЖКХ мешают вечные убытки.

Внушительная разница в стоимости тарифов за коммунальные услуги (холодная и горячая вода, тепло) - проблема, которая волнует едва ли не каждого взрослого жителя Татарстана. На одном из последних заседаний Госсовета республики прошлого года председатель Госкомитета по тарифам Александр Груничев назвал самые максимальные и минимальные тарифы среди муниципалитетов. 

В Татарстане самый низкий показатель по водоснабжению у компании МУП «Кайбицкая ЖКХ» - 18,35 рубля за 1 кубометр. Максимальный - у АО «Тетюши-Водоканал» - 49,86 рубля.

По водоотведению: минимальный у АО «Чистопольское сельское ЖКХ» - 10,88 рубля за 1 кубометр, максимальный у ОАО «Инженерные сети Алькеевского района» - почти 69 рублей.

По теплоэнергии: минимальный тариф у ООО «Альгазтранс-Елабуга» - 1 202 рубля за 1 гигакалорию, максимальный у «Балтасинского МПП ЖКХ» - 2 348 рублей.

По горячей воде: минимальный тариф у ООО «Осиновская теплоснабжающая компания» - 1 267,39 рубля (14,2 рубля - компонент на холодную воду), а максимальный тариф - у «Бугульминского предприятия тепловых сетей» - 2 121,01 рубля (36,66 рубля - компонент на холодную воду).  

Мы остановились на таком показателе, как отопление и сравнили его стоимость. 

При детальном анализе можно обнаружить, что разница наблюдается не просто между районами Татарстана. Разную стоимость оплачивают потребители внутри одного муниципалитета. Например, жители Азнакаево за горячую воду платят «Азнакаевскому предприятию тепловых сетей» 1 883,4 рубля, тогда как жителям этого же района, но в Актюбинском поселке услуга того же предприятия обходится в 1 961,3 рубля.

Разница внутри муниципалитетов порой достигает нескольких сотен рублей. В Бугульминском районе часть жителей платят за горячую воду 2 121 рубль, другие - 1 803 рубля. В Зеленодольском районе одним тепло обходится в 1 927,13 рубля за гигакалорию, другим - 1 267,39 рубля, третьим - 1 724,36, четвёртым - 1 599,71 рубля. 

А теперь давайте посмотрим, как обстоят дела в Альметьевске, Нижнекамске, Казани и Челнах.

Стоит отметить, что основной поставщик теплоэнергии в Нижнекамске, Челнах и Казани - компания «Татэнерго». Она там занимает львиную долю рынка производства и поставки энергии. В столице Татарстана, помимо республиканской компании, теплом жителей обеспечивает «Казэнерго». В Альметьевском районе действуют сразу четыре компании со своей экономикой расходов и доходов.

Поэтому целесообразнее сравнивать тарифы между Нижнекамском, Челнами и Казанью, утвержденные на первое полугодие 2020 года от «Татэнерго».  

  1. Казань - 1 741,49 рубля. 
  2. Челны - 1 619, 98 рубля. 
  3. Нижнекамск - 1 651,46 рубля. 

Разница между тарифами достигает 7%. 

Как видим, меньше всего платят челнинцы, больше всего - казанцы. Для утверждения тарифов компания «Татэнерго» заявила, что ей нужно по Казани 7,19 млрд рублей для необходимой валовой выручки (НВВ) в 2020 году. При этом компания обязуется для столицы выработать 3,3 млн Гкал, а затраты на производство и покупку тепловой энергии составят 4,8 млрд рублей.

Для Набережных Челнов: НВВ - 3,86 млрд рублей, выработка энергии - 1,87 млн Гкал, затраты на производство и покупку энергии - 2,4 млрд рублей.

Для Нижнекамска: НВВ - 2,1 млрд рублей, выработка энергии - 1,11 млн Гкал, затраты на производство и покупку энергии - 732 млн рублей.

Таким образом, условную единицу теплоэнергии производить для Казани дешевле, чем для Челнов. А в Нижнекамске дороже почти в два раза. Этот вывод исходит из соотношения производимой выработки энергии и объёмов затрат на неё. В то же время содержание всей инфраструктуры предприятия в Казани и в Челнах куда дешевле, чем в том же Нижнекамске, если учитывать соотношения НВВ и выработанной в итоге теплоэнергии. 

Финансовые показатели четырёх альметьевских компаний, поставляющих тепло, примерно одного порядка с «Казэнерго». Хотя столичное предприятие и будет куда мощнее и больше. 

Итак, в Альметьевске тарифы следующие: 

  1. «Альтехносервис» - 1 989,53 рубля.
  2. «Альметьевские тепловые сети» - 1 968,56 рублей,. 
  3. «Жилбытсервис-М» - 1 842,28 рубля. 
  4. «Тепло-ЭнергоСервис+» - 1 769,7 рублей. 

Разница составляет более 11% между самыми высокими и низким показателями. 

По количеству котельных и охвату населения лидируют «Альметьевские тепловые сети». У них 14 котельных и практически весь город Альметьевск. Длина принадлежащих им сетей - 206 км, выработка теплоэнергии - 773,1 тысячи Гкал. При этом компания получила за финансово-хозяйственную деятельность в 2018 году убыток в размере 27,6 млн рублей. На НВВ у компании заявлено 1,98 млрд рублей, из которых 611 млн рублей идёт на расходы на приобретение энергоресурсов (газ, вода, электричество и т. д.). Кстати, и потери в сетях у компании одни из самых высоких - 12,9% теплоэнергии. 

Самая дорогая теплоэнергия у «Альтехносервиса». Протяженность её сетей 6,9 км, что в 30 раз меньше, чем у «Альметьевских тепловых сетей». Доля потерь - 10,4%. В то же время компания всё равно генерирует убыток в 124,8 тысячи рублей, НВВ составляет 34,4 млн рублей. 

Наименьшую часть энергорынка нефтеграда занимает «Жилбытсервис-М». Длина сетей - 169 метров, потери там - 1,9%. Данных по убытку/прибыли отсутствуют. А показатель НВВ - 2,58 млн рублей.

Компания «Тепло-ЭнергоСервис+» хоть Госкомитетом территориально и отнесена к Альметьевскому району, однако действие трёх котельных распространяется на соседние муниципалитеты - Бугульминский, Заинский и Бавлинский. Протяженность сетей - боле 12 км. Объём потерь тепла в сетях - 2,4%. У компании 3,63 млн рублей, НВВ - 89,7 млн рублей, из которых 58,6 млн рублей расходуется на энергоресурсы. 

«Казэнерго» содержит 127 котельных и 26 центральных тепловых пунктов. Протяженность сетей составляет 259 км, что практически соотносимо с протяженностью «Альметьевских тепловых сетей» в 206 км. При этом показатель НВВ составляет 2,64 млрд рублей. Компания вырабатывает в три раза больше теплоэнергии - 2,038 млн Гкал, чем «Альметьевские тепловые сети». Потери в сетях меньше, чем в Альметьевске, - 11,2%. 

На тарифы у предприятий, как правило, влияет великое множество факторов. Та же цена на газ, например, для «Татэнерго» куда ниже, чем для других, в том числе и альметьевских. Однако у республиканской компании гигантские обороты, расходы и содержание сетей. 

- Если, например, взять Елабугу и Зеленодольск, то в первом городе тепло стоит 2 098 рублей, а во втором 1 927 рублей. Разница почти 9%. Хотя идентичные города. При этом в Зеленодольске сетей в 2,5 раза больше, чем в Елабуге. Но в Елабуге тариф всё равно выше. Всё это на самом деле идёт ещё с тех времен, когда тарифы в районах определяли местные главы, - рассказывает собеседник, знакомый с отраслью генерации и транспортировки теплоэнергии.

По его словам, главы тогда тарифы использовали для обеспечения своей власти лояльностью населения. Многие тарифы были экономически необоснованными и компании несли убытки, страдала их хозяйственно-финансовая деятельность. Всё это длилось до того момента, пока на федеральном уровне не приняли закон о допустимом предельном росте тарифов, практика применения которого внедрялась в 2012-2013 годах. 

- С тех пор как приняли понятие «предельный рост платы граждан», разные компании подошли в разных ситуациях. Условно, Альметьевск сидел на тарифе в 2 000 рублей за тепло, а Зеленодольск - на 1 800. Эти тарифы закрепили, затем по этим уровням начался отчет по повышению цен на тарифы. В республике установили 4% предельного роста, значит, в Альметьевске можно повышать на сумму в 4% от 2 000 рублей, а в Зеленодольске - только от 1 800 рублей. Суммы разные, и так каждый год, - разъясняет собеседник. 

Эксперт также обращает внимание, что в тариф сейчас даже прибыль не включается. У предприятий нет надежды работать в плюс. Чтобы компания вышла на уровень безубыточности, а доходы были равны расходам, она должна собрать 100% всех платежей от населения. Но это на практике невозможно. 

Вот и получается, что энергетики заведомо находятся в убытках. В том же Зеленодольске при 120 км сетей хронический недоремонт ежегодно - 2-3 км. Предприятие не может отремонтировать эти протяженности сетей, потому что достигли планки предельно разрешенного роста тарифа на тепло. И такая картина у большинства предприятий в Татарстане. У тех же альметьевских предприятий, например, нет своей инвестиционной программы. Компании еле-еле сводят концы с концами.


Главные причины, почему образуется такая ситуация с тарифами в Татарстане

Объективные:

  • ререгулирование отдельных отраслей;
  • особенности технологического процесса поставки;
  • загрузка производственных мощностей.

Субъективные:

  • низкая эффективность проводимой работы у предприятий, транспортирующих воду, горячую воду или тепло;
  • высокий уровень потерь ресурсов в инженерных сетях.

Другая проблема - смежные сетевые компании, обеспечение деятельности которых накладывает на карманы потребителей дополнительную нагрузку. Поэтому Госкомитет по тарифам РТ выступает с законодательной инициативой свернуть деятельность смежников. Действительно, если обратиться к сводным таблицам по тарифам по районам Татарстана, то можно обнаружить закономерность, что, как правило, у смежников стоимость услуги куда выше, чем у гарантирующих поставщиков энергии.

Например, у «Татэнерго» и «ТГК-16» тариф на тепло на 2020 год был утвержден в 1 809,7 рубля и 1 629 рублей соответственно. А вот у смежника «РСК», обеспечивающего теплом дома микрорайона «Салават Купере», тепло уже стоит 1 901,68 рубля. У смежника «Высокогорские коммунальные сети» - 2 223,19 рубля, у смежника для «Иннополиса» - 1 971,2 рубля и так далее.

На сегодня в существовании смежных сетевых компаний заинтересованы только застройщики и сами смежники. Первые ссылаются на то, что им неудобно работать с крупными гарантирующими поставщиками, растут издержки и сроки ввода жилья. Однако у основных игроков отрасли сложился консенсус, что смежные предприятия ничего хорошего из себя не представляют.

- Я против того, чтобы в республике было много смежных сетевых предприятий. Это накладка на накладку получается. Любой посредник - это уже повышение тарифов. На сегодня есть смежные предприятия, которые за душой ничего не имеют, кроме ручки и счета в банке, - считает депутат Госсовета РТ и ректор КГЭУ Эдвард Абдуллазянов.

Автор материала: Ильнур Ярхамов

Годы: 

Регионы: 

Теги: 

Отрасли: 

Реклама

Информация о публикации

Автор: Ксения Новикова
Дата публикации: 21.01.2020 - 13:07