Поиск загружается...

Откуда берутся такие суммы в платежках за свет и при чем здесь Коновалов

Версия для печатиВерсия для печати
Откуда берутся такие суммы в платежках за свет и при чем здесь Коновалов

В Хакасии горячая пора по формированию тарифно-балансовых решений на будущий год. Как раз сейчас ресурсоснабжающие компании республики обосновывают свои затраты, а регулятор принимают решения о включении или не включении их в тариф.

Как правило, самые бурные обсуждения происходят на тему энерготарифов. Если для населения в Хакасии тариф один из самых низких в стране, то для прочих категорий (юридические лица) - заметно высокий. С чем связана разница? От чего зависит тариф? Что на него влияет? Прежде чем вступать в различные споры, стоит знать ответы на эти вопросы. И в этом материале, насколько это возможно доступно, они представлены.

В августе предприниматели, юридические лица получили платежки с потяжелевшими суммами за свет. Одну из таких платежек, полученную предпринимателем из Абакана, на своей странице разместил руководитель регионального исполкома ОНФ Евгений Мамаев. Он отметил рост тарифа для прочих категорий за два года в размере 22%.

119519685 1981607808629529 4027659752743409046 o

(Платежка, опубликованная Евгением Мамаевым)

Обозначить факт - одно. Предложить конкретные пути решения - совсем другая зона ответственности. Евгений Мамаев довольно подробно ответил на поставленные вопросы 19rus.info, обозначив свое видение выхода из тяжелой тарифной ситуации для прочих категорий потребителей.

- Евгений Владимирович, в своей публикации от 15 сентября вы указали на рост тарифа для предпринимателей (прочие потребители) в размере 11% за год и на 22% за два года. За счет каких факторов в августе-2020 сложилась цена для бизнеса по сравнению с ценой августа 2019-го и 2018-го?

- Стоимость киловатт-часа в счете от "Абаканэнергосбыта" по одноставочному тарифу НН (низкое напряжение) в августе 2020 года составила 7,49 руб, тогда как годом ранее было 6,74 руб, а в августе 2018 – 6,14 руб. В целом за два года стоимость выросла на 1,35 руб или на 22%. При этом нужно понимать, что ценообразование стоимости киловатта в счете определяется несколькими составляющими.

О структуре тарифа

Структура ценообразования тарифа не меняется уже много лет и состоит из четырех составляющих: цена на оптовом рынке (с мощностью), стоимость услуг инфраструктурных организаций, стоимость услуг по передаче электроэнергии (мощности) и сбытовая надбавка гарантирующего поставщика. Первые две составляющие не зависят от региональной власти, тогда как две последних утверждаются приказами Госкомтарифа РХ, являющимся органом исполнительной власти республики. Руководитель Госкомтарифа входит в правительство Хакасии и назначается главой республики, что делает главу ответственным за тарифы.

Обычно, когда говорят о регулировании тарифов на региональном уровне, обращают внимание лишь на стоимость услуг по передаче электроэнергии, забывая про надбавку. Однако в последние два года мы видим значительный рост именно сбытовой надбавки (*1 - комментарий эксперта 19rus.info из энергетической отрасли по этому поводу ниже, - прим.ред.) Возможно, это как раз попытка замаскировать фактический рост тарифа, обойти установленные ФАС ограничения по максимальной стоимости услуг по передаче.

Примеры августа трех лет

Так, в расчете на кВт/ч в августе 2018 года для тарифа НН (малый бизнес, счет от "Абаканэнергосбыт") стоимость электроэнергии (мощности) на оптовом рынке составляла 1,64 руб. (без НДС 18%), стоимость услуг инфраструктурных организаций - 0,0274 руб., по передаче электроэнергии - 3,46 руб., сбытовая надбавка - 0,1 руб. В общей сложности цена регулируемой на республиканском уровне составляющей была равна 3,56 руб. (4,2 руб с НДС 18%). Напомню - итоговая стоимость кВт/ч в счете составила 6,14 руб. Таким образом, доля региональной составляющей была 68%. Именно в этой части исполнительная власть Хакасии отвечает за величину тарифа.

В августе 2019 года оптовая цена была 1,37 руб., услуги инфраструктурных организаций - 0,0277 руб., стоимость услуг по передаче электроэнергии - 3,56 руб., сбытовая надбавка - 0,685 руб. Как видим, в части региональной составляющей услуги по передаче подорожали незначительно - на 9,4 коп. Однако сбытовая надбавка выросла весьма существенно - на 58,4 коп. Общий рост составил 67,7 коп. (81,3 коп. с НДС 20%) и стоимость двух региональных составляющих была равна 4,24 руб. (5,09 руб с НДС 20%).

Как видим, без учета НДС рост 19%. В целом же тариф (все четыре составляющие) вырос менее значительнее - с 5,2 руб. в августе 2018 году до 5,62 руб в августе 2019 года (без НДС), или на 7,9%. Такая ситуация была вызвана снижением цены на оптовом рынке на 16% (26,5 коп.) Нужно также отметить, что в 2019 году НДС вырос с 18% до 20%. Это добавило в целом к тарифу 11,2 коп.

В августе 2020 года цена на оптовом рынке - 1,94 руб. (без НДС) - рост к августу 2018 года на 18% (на 30 коп.) Стоимость услуг инфраструктурных организаций выросла на незначительные 2,47 коп. Стоимость услуг по передаче электроэнергии в сравнении с августом 2019 года даже снизилась на 4,2 коп. и составила 3,51 руб. (без НДС). Однако выросла сбытовая надбавка - на 9,9 коп до 78,3 коп (без НДС). Суммарно региональная составляющая - 4,3 руб. (5,16 руб с НДС). Итого в августе-2020 рост региональной составляющей к августу-2018 - 20,6% без учета НДС или 22,6% с учетом.

При этом если в Хакасии стоимость региональной составляющей для тарифа НН (услуги по передаче + сбытовая надбавка) составила 5,16 руб., то в Омской области она равна 3,32 руб., в Красноярском крае - 4,76, в Новосибирской области-  2,54 руб. Цена электроэнергии на оптовом рынке для всех регионов одинаковая, как и стоимость услуг инфраструктурных организаций.

jbfghzbfhb

ijds fshjg ns

jbhdsf bsjbg3

(Таблицы предоставлены Евгением Мамаевым).

- Знаете ли вы о ситуации с тарифами для бизнеса не только в Абакане, но и Хакасии?

- Стоимость услуг по передаче электроэнергии единая для всей территории Хакасии. Но сбытовые надбавки устанавливаются индивидуально для каждой сбытовой организации. Так, при мощности энергопринимающих устройств менее 670 кВт для "Абаканэнергосбыта" сбытовая надбавка во II квартале 2020 года установлена в размере 78,3 коп., для Россети Сибирь в Хакасии - 57,4 коп. Оптовая цена также может немного различаться у разных энергосбытовых компаний - в зависимости от точности планирования потребления на каждый день, т.к. при неверном планировании в случае срочной потребности в дополнительных объемах их придется покупать существенно дороже.

- Вы делаете отсыл на обещания губернатора Коновалова. Как вы считаете, какие действия он может и должен предпринять для снижения энерготарифов для категории прочих потребителей в Хакасии?

О роли правительства в тарифном регулировании

- В первую очередь принять принципиальное решение - готов ли он отстаивать интересы потребителей. К примеру, есть постановление ФАС об исключении из необходимой валовой выручки (НВВ) на 2020 год суммы 692 млн руб. Речь идет о деньгах, полученных Россети Сибирь в Хакасии в предыдущие годы по инвестиционной составляющей, но которые не были направлены на инвестиционную деятельность. В упрощенном виде тариф определяется как частное от деления НВВ на объем потребления.

Соответственно, если числитель уменьшается, должен уменьшиться и тариф. Утвержденная Госкомтарифом РХ сумма НВВ на 2019 год составила 2,72 млрд руб. На 2020 год госкомитет утвердил сумму НВВ в размере 2,3 млрд руб - на 419 млн руб меньше. Снижение - 15,4%. На столько же должен был снизиться и тариф. К примеру, для тарифа НН снижение могло составить около рубля (с НДС). Однако составило четыре копейки. Как видим, имея на руках железные основания для снижения тарифа, на практике снижение было ничтожным, а учитывая увеличение сбытовой надбавки, по факту имеем рост тарифа в части региональной составляющей. Как можно объяснить такое решение явно против интересов потребителей?

- Какие еще инструменты возможно использовать, на ваш взгляд, для снижения энерготарифа для бизнеса в регионе?

Пути решения

- Мы говорили о тарифе НН (низкое напряжение, одноставочный тариф), используемом малым бизнесом. Однако всего используется четыре вида тарифов по диапазону напряжения: ВН, СН-I, СН-II и НН. При этом тариф ВН (высокое напряжение) используется крупным бизнесом. Поступления по всем этим четырем видам тарифов и формируют общий котел НВВ (необходимой валовой выручки). При этом каждый тариф вносит свой вклад. Однако если тариф на передаче электроэнергии для малого бизнеса составляет 5,16 руб. (тариф НН, услуги по передаче+сбытовая надбавка, с НДС 20%), то для крупного бизнеса (тариф ВН) - 1,86 руб. Если поделить цену НН на цену ВН, то получим коэффициент 2,8. Во столько раз тариф для малого бизнеса выше тарифа для крупного бизнеса.

Если же посмотреть на аналогичные показатели в Красноярском крае, то цена тарифа НН составит 4,76 руб (услуги по передаче 4,35 руб + сбытовая надбавка 0,4 руб., с НДС), а тарифа ВН - 2,76 руб. (2,58+0,18). Тарифы ВН и НН в Красноярском крае отличаются в 1,7 раза. Это говорит о том, что в Хакасии баланс по наполнению котла НВВ смещен в пользу крупного бизнеса, а это в первую очередь угледобывающие предприятия. Тогда как малый бизнес несет относительно более тяжелую нагрузку. Это несправедливо.

На примере Красноярского края (*2) мы видим, что тариф для малого бизнеса там ниже, чем в Хакасии - примерно на 0,4 руб. (на 7,7%). Тогда как стоимость для крупного бизнеса  заметно выше - на 0,9 руб. (на 48%). Оппоненты могут возразить, что тариф ВН близок к максимальному значению, утвержденному ФАС для Хакасии. Но тариф НН также находятся у верхней планки (3,66 руб. без НДС) и ничто не мешало его снизить - минимальная планка 2,71 руб. (без НДС).

Можно было снизить и сбытовую надбавку. Например, в том же Красноярском крае сбытовая надбавка при мощности энергопринимающих устройств менее 670 кВт оставляет 40 коп., в Омской области 56 коп., тогда как по Хакасии достигает 93 коп. Однако ничего этого сделано не было. Также есть практика согласования установления тарифов за границами установленных диапазонов. Но и этим инструментом правительство Хакасии не воспользовалось.

Другим важным фактором является своевременная оплата электроэнергии бюджетниками (*3). Безусловно, энергетики должны получить определенный минимальный объем выручки (НВВ), чтобы проводить закупки и передачу электроэнергии, содержать энергохозяйство в рабочем состоянии и т.д. Однако если кто-то из потребителей хронически не рассчитывается за услуги и нет возможности его отключить вследствие высокой социальной важности объекта, то есть соблазн использовать нетривиальное решение - сбор дополнительных денег с добросовестных участников рынка путем установления завышенных тарифов. Энергетики получают положенные деньги и закрывают глаза на долги бюджетников.

Неконтролируемое техприсоединение

Другой весомый фактор - отсутствие эффективной политики в части подключения новых участков к электроснабжению. Речь о том, что когда власти выделяют множество участков под индивидуальную застройку, частные потребители начинают обращаться к энергетикам с заявками на подключение в случайном порядке. В итоге массив участков подключается не как единое целое, а как набор отдельных участков. При грамотном подходе должна быть сформирована общая заявка на всю требуемую мощность, чтобы энергетики сразу проложили кабель нужного сечения и поставили подстанцию нужной мощности.

Когда же приходит множество отдельных заявок, да еще и растянутых на несколько лет, то энергетикам приходится нести значительные дополнительные затраты, перестраивая линии и меняя подстанции на более мощные. Часто при этом еще и возникают проблемы с расположением линий электропередач, т.к. нет понимания границ участков, расположения дорог в будущем. А у энергетиков жестко установлены сроки исполнения заявок, за нарушение которых можно получить существенные штрафы.

Есть и проблема «засева» полей линиями электропередач, на которых не обеспечивается должная нагрузка. И именно региональные власти должны организовать работу по эффективному планированию подключений, т.к. дополнительные затраты энергетиков также ведут к росту тарифа. К сожалению, пока такой работы не видно.

 Беседовала Влада Соколова

Пояснения экспертов 19rus.info:

(*1) - рост сбытовой надбавки связан с переходом гарантирующего поставщика на эталоны затрат - зависит от количества точек поставки.

(*2) - на тарифы для прочих потребителей влияет величина перекрестного субсидирования (в Красноярском крае удельная в объеме она ниже, чем в Хакасии) и введение социальной нормы для потребителей категории «население» (средний тариф для населения в Красноярском крае выше, чем в Хакасии), таким образом, при введении таких механизмов в Красноярском крае разгружен тариф НН.

Влияет также на средний тариф по соотношению объемов потребления крупных (более 670 кВт) и мелких (менее 670 кВт) потребителей на уровнях ВН и НН. В Красноярском крае таких потребителей намного больше, чем в Хакасии, к тому же в Хакасии все крупные потребители подключены по уровню напряжения ВН.

(*3) - Энергетики занимаются взыскиванием задолженности с бюджетных организаций всеми возможными законными способами. Долги никто никому не прощает.

P.S.

Вопросы по  проводимой работы по сдерживанию роста тарифов для прочих категорий потребителей редакция задала руководителю Госкомтарифэнерго Хакасии Мануку Данданяну. Ответы получены, совсем скоро они будут опубликованы на ленте 19rus.info.

Годы: 

Регионы: 

Теги: 

Отрасли: 

Реклама

Информация о публикации

Автор: Ксения Новикова
Дата публикации: 09.10.2020 - 07:18