Поиск загружается...

Что изменится в жизни россиян с 1 мая

Версия для печатиВерсия для печати
Что изменится в жизни россиян с 1 мая

С 1 мая в России вступают в силу новые законы. Будет продолжена амнистия капиталов, продлится действие курортного сбора, еще больше бюджетников переведут на карту «Мир», повысят пошлины на экспорт нефти. Подробнее - в материале экспертов РЭУ им. Г.В. Плеханова.

Амнистия капиталов

С 1 мая 2019 года будет продлена амнистия капиталов. На ее прошлых этапах было подано 18 898 деклараций, причем на первом этапе — 7178, а на втором — уже 11 714. Также Минфин сообщил о том, что в Россию были возвращены миллиарды долларов.

Третья волна амнистии капитала предполагает изменение требований по сравнению с двумя предыдущими этапами: на этот раз необходимо не просто задекларировать зарубежные активы, но и перевести их в Россию, поэтому не стоит ожидать увеличения налоговых деклараций. В предыдущие раунды амнистий происходило только обеление активов бизнеса перед российскими налоговыми органами, а теперь требуется их фактическая перерегистрация, что накладывает определенные риски.

Российским предпринимателям, решившим воспользоваться условиями третьей волны, предлагается регистрировать свой бизнес в специальных административных районах, имеющих свои преимущества по сравнению с традиционными офшорами. Они дают не только налоговые преференции, но и создают особые условия для расширения инвестиционного потенциала компаний — специальные инвестиционные контракты и различные варианты государственно-частного партнерства.

Основная задача данной инициативы с точки зрения государства — стимулировать инвестиционную активность в нашей стране за счет принадлежащих российским гражданам средств, работающих на благо экономик других государств. С точки зрения бизнеса преимущества также очевидны. В условиях ужесточения международных санкций, применяемых против российских предпринимателей, списки которых постоянно расширяются, вопрос сохранности активов приобретает особую актуальность. В связи с этим новые возможности по репатриации капитала видятся как один из наиболее очевидных выходов в сложившихся обстоятельствах.

С туриста по копеечке

С 1 мая 2019 года будет продолжен эксперимент по взиманию курортного сбора с граждан в туристических регионах России: Республике Крым и Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях. Между тем глава Крыма Сергей Аксенов обратился в правительство с просьбой исключить свой регион из списка пилотных.

Просьба Аксенова оправдана тем, что он обеспокоен снижением спроса на отдых и предстоящими сложностями в администрировании курортного сбора. В 1990-х годах уже был подобный эксперимент, но его закрыли из-за неэффективности: высокие затраты на администрирование не окупались низкой собираемостью. Граждане тоже не в восторге от этой инициативы: для них это лишние расходы, а на что идут собранные средства — не понятно.

С точки зрения туристической конкуренции курортный сбор также не придает популярности курортам Кавказа и Крыма, которые с 2000-х годов соперничают за аудиторию с курортами Турции и Египта. Особенно конкуренция возрастет на фоне стабилизации политической обстановки в Египте и введения безвизового режима с Турцией.

Нашим курортам для того, чтобы успешно повышать свой доход от туризма, на текущем этапе развития необходимо больше инвестировать собственные средства в качество сервиса и поиск дополнительных конкурентных преимуществ, а не обременять туристов сборами.

Всем МИР-ом

С 1 мая 2019 года вступает в силу постановление правительства, согласно которому к 1 июля 2020 года на платежные карты «Мир» должны быть переведены все выплаты безработным гражданам, гражданам, пострадавшим после техногенных катастроф (аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году, аварии на ПО «Маяк» в 1957 году, во время сбросов радиоактивных отходов в реку Теча в 1949 году и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне), а также гражданам, имеющим право на детские пособия. Разбираемся, зачем Минфин просит перевести бюджетников на «Мир».

Данная мера является вполне оправданной и обоснованной по нескольким причинам.

Во-первых, переход на национальные карты «Мир» призван защитить наших сограждан от возможного банковского санкционного давления и вероятности отключения и блокировки операций по платежным картам ряда зарубежных платежных систем. Тем более что эти выплаты носят ярко выраженный социальный характер. Получатели остро нуждаются в них для решения своих насущных вопросов, и перебоев в выплатах быть не должно.

Во-вторых, раз у государства есть свой платежный канал и свой платежный инструмент, то разумно и правильно использовать для осуществления государственных выплат именно их.

И в-третьих, перевод денежных средств и проведение иных операций через карту «Мир» приведут к увеличению оборотов платежной системы и к тому, что комиссия за эти операции будет оставаться внутри системы и направляться на улучшение ее работы. А это, в свою очередь, будет способствовать дальнейшему совершенствованию и развитию национальной платежной системы, важным и ключевым элементом которой является платежная карта «Мир».

Не стоит полагать, что перевод бюджетников на «Мир» является мерой для контроля и учета бюджетных выплат со стороны правительства. У правительства есть достаточно возможностей для этого при проведении выплат по другим каналам, поэтому, если данная цель и имеет место, то не является главной. Тем более что получатели средств могут снять их в виде наличных или перевести на свои карты других эмитентов и тем самым уйти от подобного контроля.

Следует ожидать, что со временем все государственные выплаты, в первую очередь социальные, будут осуществляться через платежные карты «Мир» и национальную платежную систему.

Экспорт дороже

Экспортная пошлина на нефть в России увеличится с 1 мая 2019 года на 7,2 доллара и составит 104,6 доллара за тонну. Сейчас она составляет 97,4 доллара за тонну. Пошлины на другие нефтепродукты тоже будут повышены: на высоковязкую нефть — до 10,4 доллара за тонну, на светлые нефтепродукты и масло — до 31,3 доллара за тонну, а на бензин — до 57,5 доллара. Как это скажется на российском нефтяном рынке?

Заявленное министерством финансов РФ повышение экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, с одной стороны, является компенсационной мерой правительства по факту снижения условной внутренней цены для расчета демпфера для нефтяников: по дизельному топливу — с 50 тыс. до 46 тыс. рублей, а по бензиновым продуктам — с 56 тыс. до 51 тыс. рублей.

С другой стороны, повышение отражает все улучшающуюся для российских поставщиков нефти и нефтепродуктов внешнюю конъюнктуру: с начала года и до сегодняшнего дня цена на баррель нефти марки Brent по фьючерсному контракту выросла почти на 28% и составила 71,43 доллара. Даже в периметре апреля увеличение цены составило 3,2%. Более того, повышающий тренд подкрепляется сохранением нестабильности в Венесуэле (а значит — перебоями с поставками на внешний рынок), а также действием ранее согласованного ОПЕК+ соглашения о снижении объема добычи нефти.

Можно даже утверждать, что внешняя конъюнктура апреля компенсировала нефтяникам заявленный рост вывозных пошлин, поэтому говорить о сколько-нибудь существенном ухудшении условий экспорта энергоресурсов не приходится. Бюджет может частично компенсировать «выпадение» 120–190 млрд рублей доходов, возникающее как раз ввиду снижения условной внутренней цены нефтепродуктов.

Что же касается внутреннего рынка, то на фоне пролонгированной договоренности между правительством и ВИНКами о фиксировании цен на нем (и одновременно пусть и незначительного, но ухудшения условий экспорта) внутренний рынок приобретает дополнительную степень защиты от возможных колебаний.

Годы: 

Регионы: 

Теги: 

Отрасли: 

Реклама

Информация о публикации

Автор: Ксения Новикова
Дата публикации: 29.04.2019 - 00:29