Поиск загружается...

Цены на проезд готовятся улететь вверх?

Версия для печатиВерсия для печати
Цены на проезд готовятся улететь вверх?

Общественный транспорт в Петербурге может снова подорожать, но никаких причин к этому, кроме феноменальной беспомощности власти, нет

В Петербурге заговорили о новом повышении стоимости проезда в общественном транспорте. Цифры звучат разные, известно только, что внесено предварительное предложение об увеличении тарифов с нового года на 8 - 12 процентов. Дальше - варианты: речь может идти как об установлении единой стоимости разового проезда в метро и наземном транспорте в 60 рублей, так и о повышении стоимости жетона для прохода в подземку до 62 - 65 рублей и билета на автобус, троллейбус или трамвай - до 55 рублей.

В Смольном заявляют, что никакого решения не принято: заявки перевозчиков будут рассматриваться в октябре - ноябре. Поэтому тревожиться не нужно: если повышение и состоится, оно, дескать, будет минимальным. Однако даже слухи о возможном росте стоимости проезда вызвали беспокойство у значительной части горожан. К тому же в начале этого года транспортные тарифы в Петербурге уже были беспрецедентно увеличены - на 22 - 25 процентов. Куда же более?

Баллотируясь в губернаторы, Беглов обещал обуздать монополистов, работающих в сфере ЖКХ.

«Мы сдули весь воздух в платежках. Мы убрали посредников и бесхозяйственную деятельность», - громогласно (насколько этот эпитет вообще применим к А.Д.) заверял он.

Увы, это были только слова. В июле 2020-го суммы в квитанциях горожан за квартплату и электроэнергию выросли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года в среднем на 300 - 350 рублей, хотя официально Смольный объявил, что рост составил «всего-навсего 3,3 процента». А в следующем, 2021-м, году платежи вырастут еще больше: на днях была оглашена цифра в 3,5 процента! Нужно готовить еще 400 рублей в месяц?

При этом с самого начала работы Беглова в Смольном были заменены руководители трех ключевых компаний на рынке услуг ЖКХ - ГУП «Водоканал», ГУП «ТЭК» и АО «Теплосеть Санкт-Петербурга». И вроде бы расставлены свои люди (во всяком случае, их кандидатуры наверняка были согласованы с настоящими хозяевами Петербурга). Но это никак не отразилось на тарифах - они продолжили рост.

То же самое происходит и в транспортной сфере, только здесь безрезультатность бурной деятельности городской администрации еще очевиднее.

Назначен новый председатель Комитета по транспорту - сын «молочного короля» Поляков. Появился новый начальник Петербургского метрополитена - заместитель почетного гражданина Козин. Сменилось руководство «Горэлектротранса» - туда вообще посадили бывшего директора Курчатовского института Минкина. Из всех более-менее видных менеджеров на своем посту пока остается только директор «Пассажиравтотранса» Лызин - по совместительству рок-певец. Возможно, Беглову (или «настоящим хозяевам») нравятся его песни.

Каков же итог всей этой захватывающей игры в кадровые шашечки? А он таков: вновь запускается заезженная пластинка, как бы побольше задрать тарифы. Но почему их нужно задирать? Есть ли в этом хоть какой-то резон? Кроме выплат достойных премиальных экс-курчатовцам и креатуре вице-губернатора Максима Соколова? Давайте проанализируем.

Во-первых, транспортная реформа (убийство маршруток, перекройка сети социальных автобусных маршрутов), на которую Беглов и его «команда» только в этом году предполагали спустить 11,3 миллиарда рублей, не состоялась. Она отложена на неопределенный срок. При этом резкое повышение стоимости проезда в метро и наземном транспорте, случившееся в январе, обосновывалось в том числе необходимостью проведения запланированных изменений. То есть сам смысл предыдущего увеличения стоимости неожиданно испарился, а городская администрация даже не сочла нужным объясниться по этому поводу с петербуржцами.

Во-вторых, в период коронавирусных ограничений в Петербурге было резко снижено количество подвижного состава на наземных маршрутах и поездов в метро. Можно, конечно, говорить о снижении доходов перевозчиков в связи с падением пассажиропотока, но можно учесть и экономию на топливе и электроэнергии, зарплатах сотрудников, обслуживании техники. А если вспомнить, что было закрыто множество вестибюлей станций метро, сокращен режим работы всей подземки, станет предельно очевидно: транспортные монополисты в кризис пострадали уж точно не так сильно, как рядовые налогоплательщики - физлица и малый бизнес.

Вообще, печальный ритуал повышения платы за проезд в начале каждого года - это в первую очередь свидетельство слабости городских властей. И - неумения, нежелания анализировать реальные расходы и доходы перевозчиков. А в нынешних напряженных социально-экономических условиях увеличения транспортных тарифов только спровоцирует дополнительную напряженность в обществе. И это - накануне думских и заксовских выборов! Даже слухи о возможном росте стоимости жетонов и билетов вызвали крайне негативные отклики в соцсетях. Невнятные же комментарии Смольного и молчание Беглова только усугубляют ситуацию.

С другой стороны, губернатору Петербурга, очевидно, нечего сказать. Год назад он с большим энтузиазмом вещал о 29-ти новых станциях метро к 2032 году. Однако единственное, что пока удалось сделать, - тоже из области «шашечек». С должности директора «Метростроя» отправлен под следствие сын почетного гражданина Николай Александров, на его место поставлен бывший глава КРТИ Сергей Харлашкин, а на днях ушел оттуда и он. Зачем Беглов засовывал туда Харлашкина, - никто не понимает. Разве что кресло погреть? В результате предприятие-монополист, занимающееся строительством метрополитена в Петербурге, лихорадит больше двух лет. При этом тасовать кадры у города получается, а бурить тоннели - нет.

2032-й год - это, кстати, через 12 лет. И очень интересно, что ровно 12 лет назад, в 2008-м, в Смольном тоже строили грандиозные планы по строительству метро. Согласно тогдашним обещаниям, Петербургский метрополитен должен был к 2020-му году, то есть буквально к этому вот моменту, пополниться 40 новыми станциями. Схемы красивые рисовали, названия придумывали. А какой был пиар! Теперь история повторяется, только уже на любительском уровне: все-таки Беглов в сравнении с Валентиной Ивановной - пиарщик-самоучка.

Конечно, общеизвестно, что в городском бюджете не хватает денег. Ну а откуда бы им там взяться? Вот, к примеру, недавно была озвучена шокирующая цифра: за пять лет действия зоны платных парковок в Петербурге в бюджет поступило 448 миллионов рублей. А на ее создание и обслуживание потратили, по некоторым оценкам, втрое больше. Для сравнения: Москва за семь лет работы системы платных парковок собрала 26,3 миллиарда рублей (без учета штрафов). А теперь предстоит вторая часть «Марлезонского балета»: хитрая Москва (Ликсутов) вознамерилась взять простоватый Петербург (Беглов - Соколов) на поруки по теме парковок и объединить две платежные системы в одну. Ожидаются новые зубодробительные расходы, кое у кого слюни наверняка уже текут.

И напоследок - о пиаре, раз уж мы затронули эту тему. На «нулевые чтения» городского бюджета-2021 Комитет по печати представил проект резкого увеличения финансирования официозного телеканала «Санкт-Петербург». В октябре председателем совета директоров канала, а позже - вероятно, и гендиректором - главным редактором, станет нынешний вице-губернатор Ирина Потехина, и у наблюдателей есть подозрение, что финансирование могут готовить под нее. Предполагается добавить к уже заложенным средствам - 1,3 миллиарда рублей - еще 322 миллиона. В том числе 200 миллионов - в качестве «компенсации» весенней корректировки бюджета-2020 (типа, отняли - возвращайте!). А 122 миллиона - на «интернет-вещание и полный рефреш сайта», как изящно выразился председатель Комитета по печати Владимир Рябовол. Ну действительно, за дорожающие транспорт и коммуналку заплатят люди из своих кошельков, а за кондовую телевизионную пропаганду «имени Потехиной» и, пардон, «рефреш» - городской бюджет, что здесь не так?

Неумение генерировать доходы и считать расходы - отличительная особенность петербургской власти, не меняющаяся с годами. И до Беглова, при Полтавченко, так было, и после Беглова - тоже будет. Хотя, надо признать, сегодня в этом плане демонстрируется просто-таки феноменальная беспомощность. И очень жаль, что расплачиваются за эту беспомощность простые горожане - как при внесении платы за необоснованно дорожающие услуги ЖКХ, так и при регулярно повышающейся стоимости проезда в общественном транспорте.

Алексей НИКОЛАЕВ,

интернет-журнал «Интересант»

Годы: 

Регионы: 

Теги: 

Отрасли: 

Реклама

Информация о публикации

Автор: Ксения Новикова
Дата публикации: 08.09.2020 - 16:24